Комплексы упражнений для профилактики и снятия зрительного утомления офтальмотренаж
Для профилактики зрительного утомления, возникновения и прогрессирования миопии (близорукости) физкультминутки проводятся в середине каждого урока в течение 2-З минут.
Физкультминутка способствует укреплению склеры глаза, повышению работоспособности цилиарной мышцы, благоприятно влияет на формирование рефракции глаз у дошкольников и школьников, улучшает кровообращение в глазах.
Предлагаемые комплексы разработаны МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца.
Комплекс 1
- ИП. - сидя, откинувшись на спинку парты. Глубокий вдох. Наклоняясь вперед к крышке парты, выдох. Повторить 5-б раз.
- И.П. — сидя, откинувшись на спинку парты. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
- И.П. — сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
- И.П. — сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-З секунды. Поставить руку по средней линии лица на расстоянии 15-20 см от глаз, перевести взгляд на кончик указательного пальца и смотреть на него З- 5 секунд, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
- И.П. — сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз.
- И.П. — сидя, руки на парте. Прикрыть веки и при закрытых глазах посмотреть вверх, вниз, вправо, влево. Повторить 5-6 раз, затем открыть глаза.
Упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером
- Закрыть глаза (1,5 — 2 мин.), открыть; крепко зажмурить; широко раскрыть; зажмурить, открыть.
- Офтальмотренаж (переводить взгляд). Вывешиваются различные таблицы с указанием направления движения взгляда по стрелкам. Дети выполняют самостоятельно.
- Движения руками — следим за кончиками пальцев.
- На счет 1-4 — смотреть на кончик носа, на счет 1-б — перевести взгляд вдаль. Повторить 4-5 раз.
- Упражнение «Пальминг» — 2 мин. Скрестить ладони рук, сосредоточиться на чем-нибудь очень приятном.
Комплекс упражнений для снятия утомления то позостатического напряжения
Учащиеся всех возрастных групп и даже воспитанники детских садов при двигательной активности в 2-3 раза ниже гигиенической нормы находятся в состоянии хронического «двигательного голода» - гипокинезии и гиподинамии.
В результате высокой статической нагрузки, связанной с длительным вынужденным поддержанием рабочей вози сиди, дети испытывают значительное позостатическое напряжение. приводящее к быстрому развитию утомления. У школьников снижаются обменные процессы, иммунобиологическая реактивность, умственная и физическая работоспособность, резервы здоровья.
Для снятия позостатического напряжения, развивающегося в результате длительного сидения порой за несоответствующей росту партой, столом в напряженной, со склоненными вперед туловищем и головой, позе, рекомендуется внедрять в учебный процесс методику периодически меняющихся динамических поз (В.Ф. Базарный). Режим динамических поз (без использования специальной мебели — конторок) осуществляется на уроке следующим образом.
Учитель, воспитатель, родитель должны периодически (ориентировочно через каждые 10-12 минут) трижды переводить детей из положения сиди в положение свободного стояния, которое занимает одну минуту. В позу стоя дети переводятся в тот момент, когда они не заняты письмом. Наиболее целесообразно поднимать детей, когда учитель что-либо объясняет или один из учеников отвечает, остальные слушают.
Особенно режим динамических поз рекомендуется при занятиях за компьютером.
Приведенный режим динамических поз является наиболее простым и предназначен для детей, у которых мышечный тонус, необходимый для поддержания тела в вертикальной позе, в силу систематического сидения на занятиях значительно снижен.
Практический опыт убеждает в том, что чем более продолжительное время дети занимаются в режиме динамических поз, тем выше у них потребность в пребывании в позе свободного стояния.
В целом предложенный режим существенно повышает психическую активность на уроке, в том числе их учебно-познавательные способности. Кроме того, такой режим является весьма благоприятным вводным тренингом перед переводом детей на специальную мебель – конторки (В.Ф.Базарный с соавт.)
Физкультминутки
Физкультминутки, которые можно применить в работе с детьми дома, предполагающей нахождение ребенка в одной позе длительное время. Дети сопровождают чтение стихотворения движениями.
На болоте две подружки,
Ручками хлопали,
две зеленые лягушки
Вправо, влево наклонялись
Утром рано умывались,
И обратно возвращались.
Полотенцем растирались.
Вот здоровья в чем секрет,
Ножками топали,
Всем друзьям физкульт-привет!
Хомка
Хомка — хомка, хомячок,
Подметает хомка хатку
Полосатенький бочок.
И выходит на зарядку.
Хомка раненько встает,
Раз, два, три, четыре, пять!
Щечки моет, шейку трет.
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют все движения хомячка.)