МАДОУ
Детский сад № 317

г.Пермь

Заведующий:
Ромашова Татьяна Станиславовна
"Алёнушка" ул. Крупской 90
часы работы: с 7.00 до 19.00, тел. 282-33-47
прием заведующего: чт: 15.30-19.00

"Василек" ул. Бульвар Гагарина 105А
часы работы: с 7.00 до 19.00, тел.282-33-47, 262-31-09
прием заведующего: вт: 9.00-11.00, ср: 15.30-19.00

Аллергосад ул. Бульвар Гагарина 79А
детский сад для детей с аллергозаболеваниями
часы работы: с 7.00-19.00, тел. 282-33-47
прием заведующего: вт: 15.30-19.00

Музыкальный руководитель

Музыка как часть повседневной жизни

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто ли мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства, доступна ребенку. Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзывается на их интонации. Еще в теле матери слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходило во внешнем мире. Видите: первую информацию о мире он получил еще до рождения и именно через слух!

Исследования нейрофизиологов показали, что формирование мозга начинается на четвертой неделе внутриутробного развития. Образование специфических связей между нервными клетками – создание материальной основы интеллекта – происходит у зародыша человека задолго до рождения. Уже 6-7 месячного плода кора головного мозга приобретает способность к активной переработке информации. К началу шестого месяца внутриутробной жизни начинает функционировать слуховой анализатор, и, следовательно, на мозг еще не родившегося ребенка оказывают воздействие звуки: шумы внутренних органов матери, ее голос, удары сердца и звуки извне – музыка, гудки машин, шум ветра и т.д. В настоящее время имеются доказательства того, что ребенок еще до рождения способен накапливать сенсорную информацию, и обогащение его внутриутробного опыта в  значительной степени влияет на все последующее развитие.

Только что родившийся человек помнит мелодии: он может выделить из музыкальных произведений те, которые слушала его мать во время беременности. Не так давно были опубликованы исследования, установившие способность грудных детей узнавать сказку, многократно прочитанную вслух матерью до их рождения. Шестнадцати женщинам было дано задание в последние шесть с половиной недель перед родами дважды вслух читать детскую сказку о коте. Когда же новорожденным были предъявлены две записи голоса матери, на одной из которых была сказка о коте, а на другой – иная сказка, они выбрали знакомый рассказ, показав это изменением ритма сосания.

Известен эксперимент с участием 700 будущих матерей, которые пытались общаться со своим еще не родившимися младенцами. Многие из этих детей начали произносить первые слова уже в три-четыре месяца, в семь – ходить, а в возрасте около года – выговаривать некоторые сложные слова.

Музыка, звук непосредственно воздействует на состояние организма человека, вызывая повышение или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряженности мускулов. Чем меньше ребенок, тем боле6е он восприимчив к звучанию мира, окружающего его. Но мы, взрослые, для большинства которых основным источником информации об окружающем мире стало зрение, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребенка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, белье, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были яркие, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребенка.

Малыш растет, все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразлично к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, они немузыкальны, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат по радио или в магнитофонных записях, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствует чувство ритма и звуковысотный слух. Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от нее удовольствие. Они не понимают, что с помощью звука можно выразить свои собственные чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. 

А нужно ли им это? Да очень нужно. Мы знаем, что вредно подавлять свои эмоции, сдерживать их в себе. Но ведь не любая форма их разрядки приемлема. Истерика, агрессия, хоть и помогают снять напряжение, порождают другое тягостное состояние – чувство вины.

Искусство позволяет человек выразить свои эмоции в культурной форме.

С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый еще в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляньях сопровождали его жизнь.

«Над новорожденным поют, поют при апогее его развития, на свадьбе, поют и при его погребении: поют, идя с тяжелой денной работы, поют солдаты, возвращаясь с горячего учения, а иногда, идя на штурм. Реальность песни заключается в истине высказанного чувства», - писал А.А. Фет. А несравненное воскресное общее пение в церкви во время службы? Музыка была важной, неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние пение и музицирование также были само собой разумеющимися атрибутами душевной и духовной жизни.

Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человеческая. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребенка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», то есть способность отличать красивое от банального или безобразного.

Сам собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребенка.

Информационно-образовательные ресурсы:

















Официальный сайт министерства образования и науки РФ
www.mon.gov.ru
Федеральный портал "Российские образование"
www.window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
www.scool-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
www.fcior.edu.ru
Единый портал
permedu.ru
Информационно-развлекательный портал для детей и подростков:
http://персональныеданные.дети

Пользовательское соглашение
Карта сайта
Яндекс.Метрика